У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
Вверх

Вниз

Форум общения - Mangoterra

Объявление

Уважаемый гость!
У нас на форуме ты можешь найти приятное и теплое общение на разные темы
Регистрируйся и оставайся с нами! Мы всегда рады тебя видеть!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум общения - Mangoterra » Поздравляем! » Православные праздники


Православные праздники

Сообщений 1 страница 30 из 36

1

Масленица начинается за 8 недель перед Пасхой и длится 1 … В 2012-м году Масленица будет проводится с понедельника 20 февраля по воскресенье 26 февраля.

Масленица НЕ является языческим праздником и НЕ имеет никаких языческих корней — этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания языческого великого солнечного праздника встречи весны Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие (начало астрономической весны).

«Сырная», или «мясопустная» седмица (ее народное название Масленица), введенная церковью взамен дотоле традиционного языческого празднования Комоедицы, — это один из элементов борьбы христианства с язычеством (с религиозными конкурентами).
Соотношение церковной Масленицы и древней языческой Комоедицы подобно соотношению празднеств Дня царского Дома Романовых 4 ноября и прежнего революционного 7 ноября.
То, что некоторые люди во время празднования церковной Масленицы не соблюдают строгие церковные установления и предаются пьяному разгулу, ни в коей мере не делает этот праздник языческим, т.е. относящимся к исконной древней религии славян.

Масленица (масленичная неделя) — христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который после воскресенья «мясного заговенья» запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло; отсюда в XVI веке, вскоре после введения церковниками «сырной седмицы» («мясопустной седмицы»), появилось ее народное название — Масленица.

Даты празднования Масленицы "подвижные", т.к. жестко связаны с определяемыми по лунному календарю "подвижными" датами Пасхи и предшествующего ей 7-недельного Великого поста — это последняя неделя перед Великим постом.
Древние языческие съедобные символы солнца, непременно использующиеся в праздновании Масленицы, — блины и ватрушки.
В последний день Масленицы, «прощеное воскресенье», сжигают соломенное чучело надоевшей Зимы (Марены), а не Масленицы, как многие ошибочно полагают.

В католичестве церковный праздник Масленицы называется карнавал.
Языческий праздник весеннего равноденствия сохранился в мусульманстве — это праздник Навруз.

Комоедица, великий языческий солнечный праздник наших древних славянских предков, всегда остается на своем месте (день весеннего равноденствия) и может ежегодно весело отмечаться всеми желающими чтить традиции своих древних предков; в некоторых странах это государственный праздник и выходной день.
http://supercook.ru/maslenica-01.html

2

Ой, Масленица, протянись!
За белую березу зацепись!
Сказали: Масленице семь годков,
А нашей Масленице семь деньков.

Масленица - Чесная Масленица, Широкая Масленица, Веселая Масленица, Масляница, Масленика, Масленая неделя, Сырная неделя. Этот народный праздник совпадает с сыропустной неделей. Его переосмыслили в христианской Руси как "заговенье" - праздничную трапезу накануне Поста. Потом начинается Великий пост. Масленицу называют тризной по умершей зиме - стуже. Россия страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы - праздник.
Несколько дней длилось веселье. Славяне верили, что злые духи не выносят шума. Поэтому с криками и воплями сжигали старый мусор, разный хлам, так как считали, что "нечистая сила" за долгую зиму прижилась в залежалом хламе. Жгли или топили соломенное чучело, переодевались в чужую одежду, рядились в шкуры животных, мазали лицо сажей - все с той же целью обмануть, отвадить злых духов. Даже кулачные бои (порой со смертельным исходом ) вначале были не развлечением. Кровь должна была вызвать дождь на поля, а дождь - залог щедрого урожая.
На Масленицу нельзя было ругаться и есть мясо. В церковном календаре эта неделя называлась мясопустной. Главный, даже уважаемый "грех" на Масленицу - обжорство. Так как Масленица - это праздник чревоугодия.

3

В честь нарождавшегося солнца на Руси устраивался шумный веселый праздник Масленица. Главным угощением на празднике был круглый горячий блин - символ весеннего солнца.

Старинные русские расходные и столовые росписи донесли до рас отражение этого символа в самом названии блинов - красные. Оно просуществовало в обиходе вплоть до начала двадцатого века.
"Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растопленным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей" - писал русский писатель Александр Куприн.
Настоящие русские красные блины готовили из пшеничной муки на дрожжах. Секреты приготовления дрожжевого теста наши предки узнали от жителей греческих причерноморских колоний. Однако тайны дрожжевого теста вызывали у наших предков суеверное чувство, и изделия из этого теста (в частности - блины) приносились в жертву языческим богам (например Костроме).
Пышные (дрожжевые ) блины пекли целую масляную неделю, а мясо было под запретом. Во все остальные дни можно было есть "скородумки" (блины на кислом молоке ) или блинчики из пресного теста. Блины из пресного теста на Масленицу пекли с воскресенья на понедельник - тужилки по Масленице (так как их считали не такими вкусными).

4

http://i.u-mama.ru/files/i/img/news/0001_2019.jpg
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Рецепт передавали из поколения в поколение как очень ценную реликвию. На примере этого блюда можно видеть характерную особенность русской кухни - использование муки не только из ржи и пшеницы, но и из различных злаков: гречихи, проса, овса. Блины могут быть простые и сдобные, пресные и дрожжевые. Можно делать их с припеком (добавлением различных продуктов при выпечке).
Блины с приправами надо печь так: разогретую сковороду подмазать маслом, посыпать зеленым или жареным луком или рублеными яйцами либо положить кусочки соленой, вареной или жареной рыбы, колбасы, ветчины и др., налить тесто и дальше печь, как обыкновенные блины. К блинам можно подавать разогретое сливочное, топленое или растительное масло, сметану, варенье, мед, икру, малосольную рыбу (семгу, лососину, кету, горбушу), сельдь, кильки, рыбу холодного копчения, яйца, сваренные жидко. Раньше блины пекли только в русской печи и поэтому до сих пор о блинах говорят "печь", а не "жарить", но фактически их в настоящее время только жарят.

5

Независимо от рецептуры теста выпекают блины одинаково. Печь лучше всего на двух - трех чугунных сковородах с толстым дном. Сковороды для выпечки блинов не моют, а очищают: насыпают на них соль, прокаливают и вытирают, потом смазывают растительным маслом, вновь прогревают до образования дыма и протирают. Разогретые сковороды смазывают несоленым шпиком или жиром. А можно разрезать картофелину и, макая ее в жир, смазывать поверхность сковородки. Но лучше всего в тесто для блинов влить растительного масла или растопленный маргарин, сливочное масло, хорошо размешать тесто, а сковороду смазать жиром лишь первый раз. Блины не будут приставать...

Блинное тесто должно иметь консистенцию густой сметаны. По первым блинам нужно установить, сколько теста следует наливать на сковороду, чтобы блины получались ровными и тонкими. Чтобы первый блин не был "комом", тесто надо лить на хорошо нагретую сковороду. Когда одна сторона зарумянится, блин переворачивают. В русской печи блины одновременно пропекаются и сверху, и снизу. К столу блины подают горячими. Их складывают в подогретую миску или на блюдо стопками, накрыв салфеткой, или держат в духовом шкафу, лучше же всего подавать блины к столу прямо со сковороды.

6

Существует очень много пословиц, поговорок, частушек о блинах:

Это Масленица идет, блин да мед несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Блин не клин, брюха не расколет.

***
Тетушка Варвара,
меня матушка послала:
дай сковороды да сковородничка,
мучки да подмазочки.
Вода в печи,
хочет блины печи.
Где блины, тут и мы.

7

Блины на Масленицу пекут каждый день масленой недели:

В первый - блинища,
во второй - блины,
в третий - блинцы,
в четвертый - блинчики,
в пятый - блинки,
в шестой - блиночки,
в седьмой - царские блины.

Размером блины были от больших (во всю сковороду) до маленьких (с чайное блюдце).
Масленица или Сырная неделя длится семь дней. Каждый день имеет свое название.

8

http://i.u-mama.ru/files/i/img/news/0001_2020.jpg
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ (понедельник) - Встреча Масленицы.

Народ начинал встречу Масленицы с посещения родных. К первому дню сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.
Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: "Подайте на Масленицу, на Великий пост редьки хвост!". Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им всякое старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это за деревню на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли "масленкой".

ВТОРОЙ ДЕНЬ (вторник) - Заигрыши или заигрышный.
На заигрыши с утра приглашали девицы и молодицы покататься на санках на горах, поесть блины. В этот день начинались игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ (среда) - "лакомка", "сладкоежка".
В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Именно русские блины были символом этого праздника. Ряженные кликали у дворов:
А вы, люди, Масленицу состречайте,
Состречайте!
Да к себе-то Масленицу зазывайте,
Зазывайте!
Хвалились Масленицей хозяева. Непременно горшок с блинами брали, выходя из избы. Да с соседом встретившись, непременно просили отведать блинка своего.
На "лакомки" тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

9

ЧЕТРЕРТЫЙ ДЕНЬ (четверг) - "разгул", "перелом", "широкий четверг", "разгуляй - четверток".

На этот день приходилась середина масляной гульбы. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
За деревней втыкали длинную жердь с привязанными на голые ветки тряпками. С этого времени к нему приносили крестьяне - кто худую соломку, вытрясенную из матраса, на котором лежал больной, кто сношенные лапти, прохудившиеся туеса, солому, которой стирали пот с отелившейся коровы.
ПЯТЫЙ ДЕНЬ (пятница) - "тещины вечерки", гостевой день.

Говаривали: "Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки".
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднею к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных званых.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ (суббота) - "золовкины посиделки".

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
В субботу объявлялась родительская. Поминание родителей. Когда приходили с кладбищ, то блинами от родительской закармливали и скот: "Чтоб скотина велась - не переводилась!".

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ (воскресенье) - прощеный день, прощания, проводы, целовник.

Последний день масленицы - это день проводов Масленицы, день прощания с зимой и встреча весны, а еще его называют прощеным воскресеньем или прощеным днем.

10

Накануне чистого понедельника наши предки с открытой душой просили друг у друга прощения и молили позабыть обиды, "утворить лад" между собой и не держать на памяти зло. "Прости, сыми с меня вину!" или "Прости, если что неладного между нами вышло", "Прости меня, грешного на Великий пост!". "Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват", - говорил один. "Бог простит", - отвечали ему, целовали в обе щеки и низко кланялись. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Даже священник после литургии просит прихожан простить его, а прихожане просят прощения друг у друга за все, в том числе за " первородный грех" человечества, "грех Адама".

Масленица - в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. Название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны - Масленица - было перенесено на антропоморфный персонаж, который встречали с величальными песнями в начале праздника на горках.
Масленицей называли также чучело из соломы, обряженное в женское тряпье, иногда с блином (от масляного блина - само название Масленица ) или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на тройках в течение масленичной недели, а затем хоронили или провожали в конце праздника, разрывая чучело на околице селения или (чаще) сжигая на костре, разводившемся на возвышенности.
В последний день с утра до позднего вечера катались на санках с гор, блинами объедались.

11

Считалось, что "льны будут долгими, крепкими, и дня горе никогда уже не окарнает - за долгое катание с масленичных гор". Вот так весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселится на весь Великий пост. Так же в этот день устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.

Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление - похороны Масленицы:
"Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее погожу наместо ризы, и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок - на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством "попа" пускаются в путь из одного конца в другой, при пении различных песен. Когда же процессия вступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу- Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей "поп", размахивая кадилом, кричит "аллилуйя!", а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни".

У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!

Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: "Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!"
Кидали в костер блины - "Гори блины, гори Масленица!".
Похороны Масленицы всегда сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях, где та называется обманщицей (в связи с Великим постом, который наступает сразу после масленичных пиршеств) объедалой, блиноедой.

12

Многие русские писатели описывали этот веселый праздник:

И. Шмелев "Лето господне", А.Н. Островский "Снегурочка", А.Н. Толстой "Петр Первый", М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
А слова русского писателя Н.С.Лескова "Сыт и весел, как на масленицу", - уже давно считают народной пословицей.

Не раз русские художники обращались к теме Масленицы:
1817 г. - гравюра Н. Серракаприола "Катание с горы на большой Неве", 1891 г. - В. Суриков "Взятие снежного городка". Однако эти произведения изображали лишь отдельные детали праздничных гуляний. Сверкающую панораму русского праздника и жизненную достоверность деталей народных гуляний передал в своих полотнах талантливый русский живописец - Борис Кустодиев. Он написал серию картин - песен "Масленицы".
Илья Репин был в восторге от его "Маслениц". Отличительной чертой этих картин была "глубоко прочувствованная национальность". Чтобы ввести зрителя на праздник, художник показывает ее издали. С какого-то холма спускаются в веселящийся город сани. Нарядный возница украсил своих лошадей, как бы чуть приостановил их бег, чтобы атмосфера всеобщей радости захватила тех, кого должен он доставить на главную площадь города. Вместе с героями картины мы будто слышим звуки масленицы, носом чуем ее неподражаемо вкусные запахи...

Автор: Алексей Платонов
04.02.2010
http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=3185

13

http://i32.fastpic.ru/big/2012/0226/32/345a9f7f00169e4803275ad3a033a032.jpg

14

В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.

Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное воскресенье.

Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.

Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.

И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.

15

http://i31.fastpic.ru/big/2012/0408/ce/d91a835012b67e0782d8892a2bd9efce.gif

16

http://i32.fastpic.ru/big/2012/0408/ad/70c1c694d87021eced73000455c6eaad.jpg

17

Со святым праздником всех!

18

http://uploads.ru/t/t/R/y/tRyqv.jpg

19

http://uploads.ru/t/Z/Q/Y/ZQYV1.gif

20

http://uploads.ru/t/z/6/S/z6SHC.jpg

21

http://uploads.ru/t/D/p/j/DpjzV.jpg

Поздравляю всех с пасхой !

Отредактировано Резеда (15.04.2012 01:11:08)

22

http://moykpoxa.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%BA-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B5.jpg

Со светлым праздником Пасхи всех!

23

http://bestgif.su/_ph/11/2/120546397.gif

24

http://dl7.glitter-graphics.net/pub/901/901957xebz5j6qja.gif

25

http://uploads.ru/i/x/R/y/xRygD.jpg

26

http://uploads.ru/t/M/x/G/MxGPg.jpg

День святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

«Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».

Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.

Сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).

Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых... «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.

Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.

В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.

А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

27

Праздник Ивана Купалы - праздник летнего солнцеворота - отмечают 7 июля.

Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается "урядник", который занимается подготовкой и проведением праздника.

Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера).

Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют "марена" или "купала". Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. "Ярилу" облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед "Ярилой" на блюде или платке располагают яства.

Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высокий шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Около этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик - до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы.

Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы. После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что "Ярила" умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают "Ярилу", тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут "Ярилу". Костер зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне.

По другому правилу "Ярилу" не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед "Ярилой", употребляют на его поминках.

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают "набеги", стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться.

Ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке.

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: "ящер", "ручеек", "коняшки". Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару.

Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.

Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

28

Чего я раньше не прочитала...столько интересног пропустила...как - то мимо праздник- то и прошёл
:canthearyou:  http://s1.uploads.ru/i/D/I/1/DI10q.gif  :(

Я счастлива этим сияющим днем,
Пусть дождик идет, и сгущаются тучи,
Я знаю, что солнышко скоро взойдет,
Я сделаю жизнь красивее и лучше!
©Ольга Партала, 2005

29

Ага !!! А ещё кладут под подушку подорожник и загадывают на жениха

Если Юноша приснится ,то до следующего праздника замуж выйдешь ,вот я в 16.6 положила

Приснился юноша темноволосый и голубыми глазами !!!

30

[float=left]http://s1.uploads.ru/t/NSBHV.jpg
[/float] Ильин день, с которым связано множество обычаев, традиций и примет. По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда — в вихре и пламени он живым вознесся на небо. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества — Перуна-громовика.

Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели — четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: 'После дождичка в четверг'.

Пророк Илия, заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его 'обязанности', став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Илья-пророк сделался одним из самых популярных в простом народе святых. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он — распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной шестеркой белых коней; от стука ее колес происходит гром. А 'быстрее коней Ильи только ветер', — гласит пословица.

Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.

— Илья развозит по небу, — поведал землепашец, — воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.
— А почему ж зимой дождей не бывает? — поинтересовался ученый.
— А зимою, — нимало не смутился вопросом собеседник, — святые без воды сидят.

В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров. Но не только ими повелевает Илья: ему молились и о защите от ружейных ран, и об удаче на охоте, и даже об излечении от сибирской язвы. Множество всевозможных заговоров связано с его грозным и всемогущим именем.

'Встану я, раб Божий, пойду на восточную сторону, к морю океану. На том океане - море стоит Божий остров, на том острове лежит белгорюч камень-алатырь, а на камне сидит святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луками и стрелами, чтобы отбивали они от раба твоего все беды и напасти, все недуги и болезни'.

Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Спасаясь от Ильи, нечистая сила превращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак и т. п. Поэтому в Ильин день установился обычай не пускать собак и кошек в дом: того и гляди, наведешь ненароком на избу грозу и молнию. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.
Нельзя выгонять скот на пастбище, а то загрызут его волки: существовало поверье, что в Ильин день 'весь дикий зверь бродит на свободе'. Но, даже и избежав встречи с хищниками, пастух-ослушник будет наказан: разгневанный непослушанием пророк может наслать молнию и на скот, и на пастуха.

Еще нельзя на Ильин день работать. Сено возить — грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут — спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела — 'божья пташка', собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.

Еще в Ильин день нельзя купаться. Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: 'Илья-пророк в реках воду мутит'.

'Мне было лет восемь или девять, — рассказывала крестьянка из Нерчинска собирателю народных рассказов, — я помню, это было в Ильин день. Мужики наши мылись в бане. У нас же в деревне все бани на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в речку ныряют.
Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мищиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит:
— Это что же такое они вытворяют! Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья - пророк воду мутит — только черти сегодня купаются. Сказала так и ушла. И вот мы смотрим: на той стороне речки появился из воды кто-то косматый, черный и давай из воды выскакивать. Нырнет — снова вынырнет, нырнет — выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны и до самых пят. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, на той стороне, скалы одни. Кто ж там мог быть?! Человек никак не мог'.

Почитание Ильи повсюду отличалось сочетанием языческих и христианских традиций. В Вятской губернии, например, пророка умилостивляли дарами: приносили в церковь ногу барана, пчелиный мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горох. В некоторых местах долго сохранялся обычай в Ильин день собирать у церкви рогатый скот. После обедни выбиралось одно животное для ритуального заклания. Его закалывали, разделывали на части по числу мирян, те мясо покупали, а деньги шли потом на нужды храма. В этой традиции ясно просматривается уцелевший от глубокой языческой старины обычай приносить в жертву богу-покровителю стад лучшее животное.

А под конец Ильина дня наступала так называемая воробьиная ночь. Считалось, что она чревата грозой, от которой испуганные птицы начинают метаться, вспархивать, натыкаться на разные предметы и падать наземь. После же дня пророка Ильи светлая часть суток начинает стремительно убывать: 'Илья-пророк три часа проволок'.


Вы здесь » Форум общения - Mangoterra » Поздравляем! » Православные праздники