http://uploads.ru/t/A/m/E/AmELO.jpg

Архитектор Майкл Грин из канадской компании Michael Green Architecture обнародовал работу, касающуюся возможностей строительства зданий из современных материалов на основе древесины.

Вывод его таков: уже сегодня можно сооружать деревянные небоскрёбы высотой до 30 этажей, и они будут во много раз безопаснее существующих зданий.

По мнению г-на Грина, главное препятствие на пути к этому — устоявшиеся представления о традиционных материалах из древесины. В массовом сознании они недостаточно прочны и надёжны, недолговечны, подвержены гниению и горят. Архитектор поочерёдно рассматривает все эти факторы как в историческом контексте, так и в случае основных древоматериалов современных типов, таких как клеёный брус, брус из клеёного шпона и пр.

Исследователь утверждает, что при одинаковой массе прочность дерева никак не ниже, чем у железобетона, а на деле и выше. И впрямь: даже самые плотные типы клеёного бруса в четыре раза легче того же бетона. Традиционная «боязнь непрочности» деревянных конструкций укоренена в резонном соображении о том, что в естественном дереве могут быть дефекты, негативно влияющие на прочность. Однако очевидно, что при промышленном склеивании стандартизированных элементов ничего такого не будет.

Склонность к гниению и недолговечность не имеют, согласно обзору, даже исторического оправдания. Обычное, ничем не обработанное дерево (сосна) применялось при строительстве подводных элементов Бруклинского моста, до сих пор надёжно функционирующего. А в ряде стран с тёплым и влажным климатом деревянные строения и вовсе являются древнейшими из существующих. Вспомним хотя бы Японию: многоэтажная пагода высотой 33 м в зоне Сай-ин храма Хорю Гакумон-дзи была построена в 607 году, напоминает Майкл Грин; более того, дендрохронологический анализ показал, что дерево, которое пошло на постройку, датируется 594 годом нашей эры. Нет нужды напоминать о специфическом климате и ещё более специфической сейсмической ситуации в Японии, однако за последние 1 400 лет никаких проблем эта и многие другие пагоды (а их около пятисот, высотой до 19 этажей) не испытывали.

Современный опыт строительства многоэтажек из дерева определённо демонстрирует значительные успехи, замечает архитектор. Ключевой проблемой остаётся отсутствие PR, усугубленное тем, что скептическое отношение к дереву закрепилось в строительных кодексах, большинство которых не разрешает использовать «горючие материалы» при сооружении многоэтажных зданий. По сути, это происходит от незнания реалий современных небоскрёбов. Их важнейшие опорные элементы состоят из довольно тонких стальных конструкций, которые уже при температуре горения бумаги не могут нести даже собственный вес и складываются, как это произошло с башнями-близнецами. В то же время опоры из клеёного бруса прогорают (при непосредственном контакте с пламенем, так как самостоятельно они не горят) до обрушения лишь за 1,5–2 часа.

В обзоре отмечается также, что сталь и бетон — материалы во всех смыслах менее экологичные, чем дерево: «Для своего производства они требуют на 26 и 57% больше энергии, чем конструкции из дерева, и ответственны за генерацию на 34 и 81% большего количества парниковых газов; при их создании загрязнение воздуха выше на 24 и 47%, а воды — на 400 и 350%».

Наконец, массовое производство зданий из древесины может существенно уменьшить скорость глобального потепления. Как отмечает архитектор, при отсутствии естественных механизмов контроля лесов их атакуют вредители, убивающие деревья и максимально способствующие их аэробному разложению; в итоге в атмосферу поступает даже больше CO2, чем в своё время было поглощено насаждениями. Так из поглотителей углекислого газа леса всё больше превращаются в их производителей. Между тем все эти мёртвые деревья можно эффективно использовать для производства клеёного бруса и других современных древоматериалов.

Майкл Грин уверен, что экономические причины рано или поздно пробьют дорогу деревянным небоскребам. Ведь только в Канаде из 400 млн га лесов более 99% не используются для заготовки древесины, а вот с энергоёмким цементом и сталью говорить об избытке свободных ресурсов для их производства не приходится.

Подготовлено по материалам Ars Technica