Варя, я чуть погуглила, для меня совсем незнакомая проблема, и добавлю с Вашего позволения)
Немного истории
Оба лимана когда-то были морскими заливами – глубоко вдающимися в сушу устьями рек. В устьях располагались порты, а сами реки были судоходными. Судоходство по Большому Куяльнику, наряду с Днестром, было основополагающим для морской торговли через Черное море, так как основная водная артерия - Днепр, был перегорожен порогами. Позже, в период Средневековья, устья рек постепенно были отделены от моря узкими песчаными пересыпями, и стали бессточными солеными озерами. Назывались они Большим и Малым Куяльниками, как и впадающие в них речки. В XVIII веке один из лиманов называли Хаджибейским, в честь расположенного неподалеку городишка. Второй сохранил свое название, только без прилагательного "большой".
Лиманы сыграли важнейшую роль в экономике и истории всей, без лишнего преувеличения, Восточной Европы – они стали крупнейшими соляными промыслами. Несколько столетий сюда, сквозь кочевья татар и ногайцев, шли огромные обозы чумаков – к Куяльнику они везли зерно и прочие товары, обратно - соль. Необходимость защиты обозов от нападений кочевников стала одним из факторов возникновения казачества. Ну а дальше – со всеми вытекающими военно-политическими последствиями.
Добыча соли и чумацкий промысел продержались на лиманах до второй трети XIX века включительно – аж до основания знаменитого курорта и строительства железных дорог. Уже в 1860-х годах соль на Куяльницком лимане стали добывать промышленным способом, отделяя часть лимана дамбами. О масштабах этого дела можно судить хотя бы по сумме уставного капитала акционерного общества, возглавляемого будущим городским головой Новосельским, в 1 миллион тогдашних рублей – стоимость первоклассного броненосца. Только появление конкуренции в виде более дешевой каменной соли, добываемой в шахтах Артемовска, сделало соледобычу на одесских лиманах невыгодной. Тем не менее, соль в Куяльницком лимане добывали до начала 30-х годов, хотя и в значительно меньших объемах.
Еще с 1833 года началось освоение Куяльницкого лимана как курорта. Целебные свойства местной грязи в сочетании с соленой водой быстро снискали славу по всей Российской империи. А с 1870-х годов начинается современная история курорта Куяльник, куда даже подвели железную дорогу и построили небольшой вокзал.
С самого начала ХХ века обозначились две проблемы одесских лиманов: Куяльницкий периодически мелел и грозил пересохнуть, а Хаджибейский, наоборот, начал выходить из берегов и затапливать всю округу, включая Пересыпь.
Куяльник: Мертвое море Украины под угрозой
Развитию соледобычи на Куяльницком лимане издавна способствовали перепады уровня воды, при которых лиман то наполнялся водой, то почти пересыхал. С последней трети XIX века в нем установилась идеальная для лечебных целей соленость воды в 70-100 г/литр. Тем не менее, регулярное обмеление лимана приводило к тому, что в 1906 и 1926 году в него приходилось пускать воду из Черного моря по специально прорытому каналу. Также периодически случались и наводнения после снежных и холодных зим.
В 1941 году Куяльницкий лиман был залит водой из Хаджибейского, прорвавшейся сюда после взрыва дамбы. К нормальному уровню он вернулся только через несколько лет. В послевоенные годы уровень воды в Куяльницком лимане особо не колебался, а соленость установилась на уровне 170-200 г/литр. В 2009 году уровень Куяльницкого лимана был наименьшим за последние несколько десятков лет, а соленость достигла 390 г/литр. В нынешнем году уровень лимана повысился на несколько десятков сантиметров, хотя прогнозировалось резкое увеличение объема воды в лимане из-за снежной зимы. Свою роль сыграли многочисленные пруды и дамбы в долине реки Большой Куяльник и впадающих в лиман ручьев и балок, которые воспрепятствовали доступу воды.
Также активизировались браконьеры, ведущие незаконную добычу песка в верховьях Куяльницкого лимана. В 2007-2008 годах они полностью перекрыли устье речки Большой Куяльник дамбой. Усилия милиции и прокуратуры оказались безрезультатными: техника браконьеров, даже находясь под арестом, продолжает работу. Если бы не привлечение внимания общественности, власти и правоохранительных органов общественной организацией «Черноморское гайдамацкое соединение», то добыча песка осталась бы незамеченной, а борьба за спасение лимана могла бы начаться тогда, когда Куяльник в один прекрасный момент высох бы полностью.