[float=left]
[/float] Естественный отбор по росту даже у современных людей действует в разные стороны: наибольший репродуктивный успех ждёт низкорослых женщин и высокорослых мужчин.
В фантастических романах люди будущего обычно предстают высокими, стройными, золотоволосыми. И не только люди, но и какие-нибудь необычайно развитые и благожелательные гуманоиды. В фэнтези то же самое: с лёгкой руки Толкина установился стандарт прекрасного эльфа — высокого, стройного платинового блондина или блондинки.
Общая черта, которую легко можно увидеть у всех этих эльфов, прекрасных инопланетных гуманоидов и людей будущего, — высокий рост. Он кажется универсальным критерием «прекрасного облика», и можно подумать, что в будущем, по ходу эволюции, человек и впрямь сильно подрастёт. Однако у эволюции на этот счёт иное мнение.
Исследователи из Университета Гронингена (Нидерланды) утверждают, что вокруг роста между мужчинами и женщинами идёт постоянная война: отбор благоприятствует низкорослым женщинам и высокорослым мужчинам. По понятным причинам, конца этой войне не видно. Хотя у человека ясно выражен половой диморфизм, он реализуется с помощью генов, которые большей частью у женщин и мужчин общие. То есть одному и тому же набору генов приходится проявлять себя в противоположных направлениях.
Исследователи проследили пятидесятилетнюю историю более чем 10 тысяч выпускников одного из вузов США. В первую очередь их интересовали братья и сёстры. Рост относится к тем признакам, которые легко проследить в наследовании, а потому семьи братьев и сестёр могут предоставить богатый материал для иллюстрации столкновения межполовых эволюционных интересов. Кроме того, рост зависит от работы многих генов — а значит, может быть связан с другими признаками.
Оказалось, что в невысоких семьях, где, например, брат и сестра унаследовали небольшой рост, у сестры будет больше детей, чем у брата. И наоборот: если брат и сестра высокие — в этом случае более «репродуктивно успешным» окажется мужчина. То есть повышенная плодовитость у женщин связана с низким ростом, а у мужчин — с высоким. В результате имеем постоянное противостояние: женщине лучше быть низенькой и рожать дочерей, а мужчине — быть высоким и производить сыновей. Стабильного перевеса, как легко понять, тут не получит никто. Стоит женщинам получить преимущество и увеличить процент низкорослых людей, как отбор тут же начнёт сильнее благоприятствовать тем из мужчин, которые хоть немного, но выше остальных.
Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters.
Стоит подчеркнуть, что в данном случае учёные не обсуждают причины такого разнонаправленного действия отбора, они лишь фиксируют эволюционный феномен. Однако известно, что рост связан со здоровьем и продолжительностью жизни. Кроме того, это важный социокультурный параметр: выбирая партнёра, человек, будь то мужчина или женщина, не в последнюю очередь обращают внимание на рост. Тут, впрочем, мнения мужчин и женщин часто совпадают — и тем, и этим нравятся высокие партнёры (отсюда, возможно, и возникли фантастические идеальные люди и эльфы). Но тут социокультурные предпочтения могут опять-таки наталкиваться на физиологические ограничения. Например, для деторождения женщине лучше быть широкой в бёдрах, что не всегда совместимо с высоким ростом; мужчине же, охотнику и добытчику, чтобы лучше передвигаться, нужно быть не слишком широким в бёдрах — а это даёт добро на высокий рост.
Наконец, ещё один момент: проведённое исследование касается современного западного человека, со своей генетикой и многовековой культурой. Было бы интересно, например, проверить, какие закономерности относительно мужского и женского роста действуют в других культурах и этнических группах. Напоследок можно заметить, что высокий и малый рост — понятия относительные, так что, возможно, в будущем люди действительно будут стройными, золотоволосыми и высокими, но женщины по-прежнему будут заметно ниже мужчин.
Подготовлено по материалам LiveScience.