Оправдание и примирение.
Исповедь родилась в глубокой древности как один из вариантов существующих почти у всех народов обрядов очищения. Для древних зло или грех, "приставшие" к людям, представлялись бесовской силой, которую можно отогнать, выбросить, сжечь, утопить, переносить на какое-либо другое живое существо или материальный предмет. В связи с этим были выработаны различные ритуалы: обряды омовения, очищения пламенем костров, окуривание. Люди свято верили в спасительную силу огня и воды. Но наиболее радикальным способом удаления зла считалось признание в грехах, так как слово наделялось великой магической силой. Так зародилась словесная исповедь. Как правило, она сопровождается другим ритуальным действом. Так, инки в государстве Перу готовились к исповеди несколько дней. В этот период они ограничивали себя в еде, что символизировало добровольный отказ от земных благ, и переставали общаться с другими людьми, чтобы как можно внимательнее сосредоточиться на своём внутреннем мире, на своей прожитой жизни, на её ошибках. Наконец, в назначенный заранее день исповеди кающийся приносил с собой разноцветные зёрна маиса, символизировавшие прегрешения и то, что он больше не прячет свои грехи от других. Зёрна перемалывали, перемолотую муку клали на полированный камень, и исповедующийся садился напротив исповедника. Однако обращался он при этом не только к нему, но ко всему, что его окружало: "Слушайте меня, скалы, слушайте меня моря и птицы! Я буду исповедоваться в грехах своих!".
По представлениям инков, всё в природе взаимосвязано между собой. Любой грех, нравственное преступление воспринимались как нечто, что нарушает изначальную гармонию природы и неизбежно с тяжёлыми последствиями отзовётся в чужой жизни, будь то другой человек или пролетающая в небе птица. Поэтому кающийся просил прощения в своих прегрешениях не только у исповедника, но и у птиц, скал, моря и всего в этом мире. Исповедовавшись, инки сдували разноцветную муку с полированного камня. Это символизировало то, что совесть человека перемолола грехи его, и теперь они, став чем-то совсем неощутимым, разлетятся с ветром по свету, подчиняясь изначальной гармонии природы. После исповеди следовало омовение в море, чтобы окончательно очиститься от прошлых грехов, и облачение уже в другую, новую одежду, с сожжением старой - как символ отказа от прежней жизни и начала новой. Жители островов Индийского архипелага один раз в году совместными усилиями изготавливали лодку. В постройке принимали участие все, но это было не простое строительство, а общая исповедь. Каждый, признаваясь другим в своих прегрешениях, подходил к лодке и вносил свою лепту в её строительство. Таким образом, лодка символизировала собрание всех грехов, от которых благодаря исповеди освобождались жители островов Индийского архипелага. Затем эту лодку пускали в море, и она должна была увезти все грехи и ошибки, в которых раскаялись те, кто её строил. А в иудаизме есть даже официальный день покаяния, очищения и искупления грехов - так называемый праздник Иом Кипур или Судный день, справляемый на 10-й день после иудаистского Нового года. В основе праздника лежит обмен искупительной жертвы. Заключается он в следующем: у древних евреев первосвященник, наложив руки на чёрного козла, перечислял грехи людей, перекладывая тем самым их на животное, а затем этого козла прогоняли в безводную пустыню, чтобы он "унёс" грехи и они погибли бы вместе с ним. Этот ритуал подробно описан в Библии. От него пошло выражение "быть козлом отпущения".
Так как Иисус Христос сам добровольно взял на себя грехи всего человечества, то в первые века христианства он изображался в виде агнца, ягненка. Только постановлением Трульского собора в 692 году было велено "запечатлевать отныне на иконах по человеческому образу вместо древнего агнца Христа Бога нашего". Таким образом, исповедь, то есть перечисление вслух своих -грехов с целью "очищения" и избавления от них, существовала у многих нехристианских народов и за много веков до появления христианства. Целью её было дать кающемуся "отпущение" грехов и оправдание, "примирение" с Богом. Иными словами, помочь человеку обрести душевный покой. В православной церкви существует правило, по которому каждый верующий должен приступать к таинству покаяния не менее одного раза в год. Священник обязан хранить исповедь в тайне; за огласку исповеданных ему грехов он подлежит, по духовному регламенту, лишению сана.