- Лавина! — крикнул кто-то.
Мы вылетели из спальных мешков. На снежно- ледовом склоне горы, отделенной от нас ледником, появилось круглое белое облачко. Оно разрасталось на глазах, стремительно спускаясь к леднику. Раздался страшный грохот, словно десяток составов внезапно сошел с рельсов. И всю вершину скрыла от нас снежная завеса. Ошеломленные, мы стояли безмолвно. Снежная пыль касалась наших лиц, оседала на скатах палаток. Хорошо еще, что бивуак находился далеко от той горы. Но вскоре допелось познакомиться с лавиной поближе…
Мы заночевали на предвершинном гребне. Почти до самого утра сыпал мягкий пушистый снег. Палатки постепенно провисали под его тяжестью. Время от времени приходилось вылезать из них и освобождать крышу.
На рассвете снегопад прекратился и из-за горного хребта выкатилось ослепительно яркое солнце.
Мы взошли на вершину и во второй половине дня начали спуск по снежному кулуару — широкому желобу, прорезавшему склон. Нас было шестеро (три связки). На середине спуска собрались, чтобы передохнуть.
Не помню, кто первый взглянул наверх и крикнул: «Лавина!»
Мы с напарником по связке среагировали моментально, одновременно рванувшись вправо под защиту скального козырька. Я запомнил, как распласталось в неестественно высоком акробатическом прыжке тело моего товарища. Действовал я автоматически. Двумя руками вбил ледоруб поглубже в снег и пригнулся к склону, выставив каску. Шипящая волна снега накрыла меня с головой, перехлестнула и умчалась вниз. Потом воцарилась тишина. Оглянувшись, я увидел чуть ниже по кулуару голову напарника. И больше никого. Значит, лавина унесла четверых.
Скорее вниз! Пытаюсь повернуться, но не тут-то было. Я по пояс запрессован в вязком снегу. Хорошо еще, что руки свободны. Лихорадочно работаю ледорубом и наконец вырываюсь из снежного капкана. Одна мысль подстегивает меня: «Найти людей, пока не поздно! Нельзя терять ни секунды!»
О своей безопасности мы уже не думаем. Развязываемся, садимся на снег и, вытянув ноги, как на санках мчимся вниз, пытаясь притормаживать ледорубами. Только снежный бурун вздымается вслед за нами. Через несколько минут мы выкатываемся на ледник и застреваем в конусе лавинного снега, потеряв полкилометра высоты. К счастью, лавинка та оказалась небольшой по объему и окончилось все благополучно. Нам удалось найти и откопать своих товарищей. Произошло это на Центральном Кавказе пятнадцать лет назад.